Студия красоты - Аквамарин
  • Главная
  • Аксессуары
  • Конспект урока по трудовому обучению "аппликация из ткани". Конспект урока технологии объемная аппликация из салфеток "рыбка" Объяснение нового материала

Конспект урока по трудовому обучению "аппликация из ткани". Конспект урока технологии объемная аппликация из салфеток "рыбка" Объяснение нового материала

Тема : Аппликация из ткани

Цель : ознакомить детей с новой техникой аппликации, навыками работы с тканью; закрепить и совершенствовать навыки приемов работы с клеем; воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность; вызвать желание и интерес к наблюдению за природой.

Оборудование : демонстрационний материал, ткань, картон, клей, шаблоны, карандаш.

Ход урока

1.Организационная часть

Здравствуйте ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

На места все тихо сели.

На меня все посмотрели.

Сегодня урок трудового обучения проведу у вас я. Меня зовут Ирина Константиновна.

2. Беседа

Ребята, скажите, что больше всего из одежды вам нравится носить? (Ответы детей.)

А из чего делают ваши юбочки, штаны, блузки и т.д. ? (Ответы детей.)

Давайте вспомним, где изготавливают ткань? (на ткацком станке)

Как называется процесс изготовления ткани? (ткачество)

Ткани отличаются друг от друга цветом, блеском, прозрачностью. Ткани имеют размер: толщину, длину и ширину. Они по-разному пропускают воздух и впитывают влагу , разрываются, мнутся и образовывают складки.

Что еще, кроме одежды, изготавливают из ткани? (сумки, зонты…)

А вы знаете, что из ткани делают красивые подделки?

Аппликация из ткани – это древнее ремесло для украшения одежды. В руках талантливого мастера аппликация становится искусством, ее можно выполнить из любой ткани. Аппликацией украшаются предметы домашнего обихода: скатерти, ковры, подушки, салфетки и т.д.

3. Тема и цель урока

Отгадайте загадку!

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору...(Павлин).

Ребята, сегодня мы будем изготавливать вот такого павлина из ткани.(показ изделия)

4. Планирование следующий трудовых действий

1) Посмотрите внимательно на эту картину. Из каких деталий состоит павлин?(туловище, клюв, глаз, хвост)Какую форму имеют перья павлина? Какого они у него цвета? А туловище какого цвета?

2)Посмотрите внимательно из какой ткани сделан павлин?

3) А как нам прикрепить ткань к картону? (приклеить)

5. Подготовка рабочих мест

А что же нам нужно для работы?

Давайте внимательно посмотрим все ли материалы, которые нам нужны лежат у вас на парте.

Чтобы изготовить аппликацию из ткани нам нужно: ткань(любой разновидности). Картон-основа. Так же нужны шаблоны хвоста и туловища павлина. Карандаш, клей, кисточка.

(учитель проходит по классу и проверяет рабочие места)

6. Инструктаж.

Перед тем, как начать работу, давайте вспомним как необходимо пользоваться клеем.

Техника безопасности при работе с клеем!

1.Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

2.Избегать попадания клея в глаза, в рот.

3. При попадании клея в глаза промыть их водой.

4. При работе с клеем для рук использовать салфетку.

5. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

6. По окончанию работы клей закрыть, вымыть кисть для клея.

6. Практическая работа и поточный инструктаж

1.Обводим при помощи шаблонов на ткань перья для хвоста, туловище, клюв и глаз.

2. Затем вырезаем полученные на ткани элементы павлина.

3. Сначала смазываем клеем перья для хоста и приклеиваем их на картон-основу полуовалом.

4.Так же смазываем клеем туловище и приклеиваем его так, чтобы закрыть кончики перьев.

5.Смазывем клюв и глаз и приклеиваем на верхнюю часть туловища.

7. Физкультминутка

8. Уборка рабочих мест

9. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы изготавливали аппликацию из ткани «Павлин».

Вы молодцы, хорошо подготовились к уроку, старательно работали.

Тема

Цели занятия и задачи :

- Практическое применение правил сотрудничества и коллективной деятельности.

Оборудование :

Образцы аппликации. Рисунки с изображением стрекозы, шаблон стрекозы.

Картон, цветная бумага. Ножницы. Клей. Простой карандаш. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход занятия

    Организационный момент:

    Проверка готовности учащихся к занятию.

II. Актуализация знаний: (презентация)

Сегодня на занятии вы познакомитесь с понятием «мозаика», выполните аппликацию в технике «мозаика». Показ образцов аппликаций.

Как искусство мозаика известна давно. Изображение, орнамент составляются из отдельных кусочков мрамора, эмали, цветных камней, стекла и других материалов. Каждый народ находил свой, наиболее доступный материал.
В детском творчестве в качестве исходного материала можно использовать семена деревьев, цветов, овощей, шелуху семечек, подкрашенные опилки и т. п., в том числе и бумагу.
В отличие от аппликации мозаика требует большей усидчивости и терпения. Технология работы также отличается.
III. Работа над темой: (презентация).

1 . Загадки

На ромашку у ворот,
Опустился вертолет -
Золотистые глаза
Кто же это? ...
(стрекоза)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)

2. Посмотрите на готовую работу (учитель показывает стрекозу).

Вам нравится? А вы хотели бы сделать такую?

- Какой материал нам потребуется для выполнения работы? (цветной картон для основания, цветная бумага)

- Каким инструментом будем пользоваться в ходе выполнения работы?(ножницы, клей, острая булавка).

3. Организация рабочего места для практической работы.

4. Техника безопасности при работе с острыми предметами , ножницами и клеем.

IV. Ход выполнения работы: (презентация).

Поэтапное выполнение работы:

1. Обвести шаблон стрекоз.

2.Вырезать стрекозу.

3.Разорвать цветную бумагу на мелкие кусочки или разрезать ножницами. Для мозаики используют глянцевую, бархатную и другие виды бумаги.

4.Придумать узор, наклеить кусочки цветной бумаги на вырезанную по шаблону стрекозу. Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем. Наколов на острую булавку бумагу нужного цвета, накладывают ее на основу. Между частями оставляют небольшие просветы.

5.Самостоятельная работа учащихся по опорной схеме. Индивидуальная помощь учителя.

V. Итог урока.

1.Выставка работ.

2.Беседа

Какие материалы мы использовали на занятии для выполнения работы?

Какой этап занятия вам показался самым интересным? Почему?

Самоанализ

занятия внеурочной деятельности 2 класс.

Тема занятия : Выполнение аппликации в технике «мозаика» из цветной бумаги.

Цели и задачи занятия :

-Ознакомление с понятием "мозаика" и техникой её выполнения.

-Выполнение аппликации в технике «мозаика» из цветной бумаги.

-Закрепление умения пользоваться ножницами, клеем.

- Развитие и мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления.

-Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе.

- Практическое применение правил сотрудничества и коллективной деятельности .

Оборудование урока : Образцы аппликации. Рисунки с изображением стрекозы, шаблон стрекозы. Картон, цветная бумага. Ножницы. Клей. Простой карандаш. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: занятие открытия новых знаний, практическая работа.

Своё занятие я строил в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, применил деятельностный метод обучения, который был реализован в познавательной и практической деятельности.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Я продумал психологический режим (занимательный материал – загадки, привлекательная информация в виде презентации)

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я пытался заинтересовать детей и вопрос «А вы хотите научиться так делать?» это как самоцель для ребёнка, как ответный шаг учителю.

Учитывая индивидуальные особенности учеников, я давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.

Думаю, что в процессе занятия дети овладели умениями выполнения аппликации в технике «мозаика». А еще они учились сотрудничать друг с другом, а это очень важно.

План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения»

Занятие рассчитано на младших школьников (2-3 класс), продолжительность занятия 40 минут.
Цель: Способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию условий для систематизации изученного материала. Опыт творческой деятельности по созданию декоративной композиции в технике аппликация.
Задачи:
Обучающие:
Проверить, обобщить и закрепить знания обучающихся по темам «Аппликация»;
Способствовать формированию знаний, умений и навыков обучающихся по созданию композиции в технике аппликации;
Формировать основы моделирования и конструирования композиции из бумаги на плоскости;
Развивающие:
Развивать у обучающихся творческое мышление и воображение;
Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и собранность, трудолюбие, умение слушать и слышать, умение работать в группе;

Методы обучения:
Репродуктивные методы (Диалог, работа с информацией);
Продуктивные методы (частично поисковый, проблемный);

Этапы учебного занятия:
1.Эмоциональный настрой;
2.Актуализация знаний;
3.Проблематизация;
4.Решение проблемы;
5.Итоговая рефлексия.

Ход учебного занятия:

1.Эмоциональный настрой.
Давайте снимем эмоциональный барьер и настроимся на позитивную работу.
Активные Методы Ообучения «Поздоровайся локтями»
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

2 .Актуализация знаний.
Посмотрите на доску.

Ответьте на вопросы: Что вы видите? Изображение нарисовано? Вы знаете, как называется данная техника? Молодцы! Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. (Аппликация)

А цель нашего занятия? Что мы будем заниматься и что должно получиться в конце?
Что нам для этого нужно? Какие материалы и инструменты нам пригодятся?

Задание 1 Выберите материалы и инструменты для аппликации.
Ребята, а кто знает, что такое Аппликация.


Задание 2 Подберите для термина «Аппликация» нужную формулировку. Вам в помощь есть словари и книги по ДПИ.

Слово аппликация произошло от латинского "прикладывать" – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

3 .Проблематизация.
Ребята, скажите, теперь мы знаем все, чтобы начать работать в технике аппликация?
Мы знаем, что такое аппликация, какие нужны материалы для работы в этой технике. Что еще нужно знать?
Мы знаем что, зачем и как мы будем делать аппликацию? Давайте проверим?


Задание 3 Пронумеруйте последовательность выполнения аппликации.
Нарисовать эскиз аппликации;
Вырезать детали;
Приклеить основные детали среднего плана к фону;
Приклеиваем мелкие детали переднего плана.
Вас не смущает какие-то непонятные понятия передний план, средний план? Давайте разберемся на примере.

Задание 4 Напишите, где по вашему представлению будет находиться передний, средний и дальний план.

Физминутка.

4 .Решение проблемы.
Так как времени на практическую часть остается совсем немного, давайте выполним ее коллективно.
И так у нас есть эскиз «Клоун», что с ним делаем?
Молодцы!
- Вырезаем детали.
- Переводим на цветную бумагу.
- Снова вырезаем.
- Наклеиваем на фон, согласно плановости.

5. Итоговая рефлексия (самооценка действий и состояния)

Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте сами.
Спасибо за занятие. Убираем рабочие места.

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел

Ольга Михайличенко
План-конспект занятия по теме «Объемная аппликация «Цветы» техника квиллинг»

Формы и методы работы :

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работ

Цель : создать условия для активной совместной творческой деятельности детей посредством технологии сотрудничества .

Задачи :

Научить делать объемную аппликацию из бумажных полос ;

Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно технологической карты ;

Воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;

Формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

Развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.

Ожидаемый результат : У детей сформируются навыки и умения работы с бумагой, глазомер, качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, умение слушать, умение работать в коллективе. Научаться изготавливать цветы .

Оборудование :

Для воспитателя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветы » , полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, фломастеры, салфетка, ТСО-мультимедиа.

Для детей : картон, бумажные полоски, клей, зубочистка, салфетка.

План

1. Вводная часть : (5 мин)

Приветствие.

Организация рабочего места.

Повторение правил безопасности при работе с клеем.

2. Основная часть : (30 мин)

Сообщение темы.

Беседа воспитателя «Техника квиллинг » .

Анализ изделия.

Гимнастика для пальцев рук, глаз.

Подготовка деталей.

Физминутка.

Самостоятельная работа. Сборка.

3. Заключительная часть (10мин)

Подведение итогов.

Уборка рабочего места.

Ход занятия

I. Вводная часть :

1. Приветствие.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня всех успех.

А ещё скажу я вам :

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

– Ребята у нас с вами сегодня занятие в кружке «Рукодельница» . Но сегодня оно еще необычно тем, что гости будут работать вместе с вами. В конце занятия полюбуемся и на их поделки.

Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Волка ноги кормят. Всякая работа мастера хвалит. Глаза страшатся, а руки делают. Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает, тот и не ест.)

- «Без труда ничего не дается» , - гласит народная мудрость.

Какое настроение у вас в начале занятия ?

Мотивация на занятие (повторяют)

Мы готовы к занятию

Мы внимательны

Мы успеем сделать всё

У нас хорошее настроение

Всё будет хорошо.

Я думаю, что в конце занятия , когда вы увидите результат своего труда, у вас будет хорошее настроение. Желаю всем успеха.

2. Проверка готовности учащихся к занятию .

– Давайте проведем проверку готовности к работе. Проверять будем, отвечая хором на мои вопросы. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

1. Толстая и очень твердая бумага (картон)

2. Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)

3. Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)

4. Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)

5. Заостренная палочка для скручивания полосок бумаги (вилочка)

Молодцы. У всех всё на рабочем месте? Чтобы четко и правильно выполнять работу нужно соблюдать определенные правила.

С какими правилами вы знакомились на занятиях ? (С правилами безопасности)

Сегодня на занятии нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это потребуется;

Бери то количество клея, которое потребуется;

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой (салфеткой) ;

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом;

При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой;

Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия :

– Сегодня, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой- аппликацией . Видов аппликаций много . Мы будем работать с видом «объемная аппликация » , которая достигается при помощи техники работы с бумагой , «скручивание» , эта техника называется – квиллинг . Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

1. Беседа «Квиллинг »

Квиллинг - это одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Именно с помощью этого ремесла, мы начнем творить такую желанную красоту.

Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего занятия : повторить и научиться технике скручивания бумажных полосок.

Аппликации из квиллинга не погладишь рукой , они не плоские.

– Почему эти аппликации я назвала «объемными » ? (они выпуклые)

– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение.

2. Подготовка деталей :

– Итак : наше рабочее место готово.

Предлагаю нашим гостям тоже поработать с нами и изготовить цветочки .

Слайд 6 –Давайте вспомним технику кручения самой простой заготовки «шарик» .

Слайд7 - А начинается все с закручивания полосок бумаги и создания небольших по размеру спиралек, из которых складываются такие красивые композиции.

Еще одна деталь - «капелька»

Итак : мы научились делать детали.

3. Анализ изделия

– Взгляните на эту работу : лепестки выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

– Все заготовки для создания композиции – «капли» , «шарики» , – выполнены способом кручения.

Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

4. Гимнастика для пальцев рук :

Возьмите в руки карандаш (с гранями, и перекатывайте между ладошками ускоряя и замедляя движения.

Чувствуете, как разогреваются пальчики?

Профилактические упражнения для глаз :

Нарисуем глазами «Радугу» колебательные движения глазами – 6 раз;

6 колебательных движений глазами по вертикали : вверх-вниз;

6 вращательных движений глазами;

Закроем глаза и расслабим.

Слайд 10 Итак : Объектом нашей работы будет аппликация «Цветы » .

Вот такие цветочки у нас должны получиться.

5. Самостоятельная работа.

Сейчас закройте глаза, представьте свой цветок , какие детали нужно заготовить, какого цвета , как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза. Мы должны заготовить 1 шарик, 5 глазиков или капелек, 3глазика зеленого цвета для листьев .

Технологические карты выполнения сборки нашей аппликации «Цветок » у вас на столах

1. Выбрать цвет полоски для цветка

2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

цветка

4. Собрать свой цветок , склеить его

5. Сделать 3листика (глазик) зеленого цвета

6. Собрать все цветы

Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы .

Есть вопросы?

Приступайте к работе.

– Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

6. Физминутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

Целевые обходы педагога :

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

4. Контроль объема и качества выполнения работы.

III. Заключительная часть.

1. Заключительное слово педагога.

Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов . Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу , как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы . Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти .

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы , не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

2. Итог занятия .

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия (коллективное панно) . Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликацию , цветы , непохожие друг на друга. И всё это своими руками. И не надо рвать цветы в лесу , чтобы иметь такую красоту у себя дома!

Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

– Давайте теперь послушаем наших гостей. (обсуждение)

Спасибо всем!

Практическое использование работы : коллективное панно для выставки.

Литература

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ - М.: Просвещение, 2010.

2. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. Горского В. А. – М.: Просвещение, 2010.

3. Зайцева А. Квиллинг «Новые идеи для творчества» . ООО «Издатель- ство» «Эксмо» , 2010.

Информационные ресурсы :

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг » на сайте «Страна мастеров»

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

http://allforchildren.ru/article/quilling1c.php

Приложение №1

Технологическая карта

1. Выбрать цвет полосок для цветка

2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

3. Скатать тугой ролл для середины цветка

4. Собрать свой цветок , склеить его

5. Сделать 3листика (глазик) зеленого цвета

6. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС

1. Познакомить учащихся с историей ножниц;

3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;

Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и кассета (веселая музыка, "Танец маленьких лебедей" П.И. Чайковского).

Тема урока: Изучение нового материала.

Литература:

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

II. Изучение нового материала.

1. Беседа "Что могут ножницы?".

Откройте учебник, с. 19. Какие инструменты изображены? Для чего они нужны?

Учитель. Ножницы - это инструмент для резания тонких материалов.

Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.

Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовник - секатор.

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие, с прямыми и особенно острыми лезвиями.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?

Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.

Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.

1) Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).

2) Практическая работа

Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.

Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?

(Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)

Как можно сделать такие завитки? (Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)

Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? (Можно склеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)

Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте

Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.

Работайте в парах.

Игра " Театр пальчиков".

Парта - это сцена, а артисты - ваши пальчики.

Первый номер нашего концерта - балетный номер. (Включает музыку "Танец маленьких лебедей".)

Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце

балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.

Второй номер - русский танец.

На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.

Третий номер - акробаты (пальцы изображают акробатов).

Последовательность выполнения аппликации " Петушок":

1. Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.

2. Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки коробки от конфет.

3. Склеить круглую головку из кругов.

4. Склеить туловище в виде капли.

5. Склеить три больших капли для хвоста.

6. Соединить голову, туловище и хвост.

7. Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.

8. Приклеить ноги и жердочку к ногам.

9. Вклеить петуха в коробку.

Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.

Приготовьте коробку с фоном для петуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?

Давайте оценим ваши фигурки.

Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.

Урок закончен.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.

1. Повторить симметрию и асимметрию;

2. Повторить способы аппликации;

3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО - магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное зеркало.

Тип урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!

2. Рассказ об истории вырезывания.

Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство - вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.

Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф.И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

3. Практическая работа.

Откройте учебник на с.22.

Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет ось симметрии.)

Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)

А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)

Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)

Рассмотрите изображения насекомых на картинке.

У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)

У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)

Чем отличается вырезывание паук и клопа? (При вырезывании клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотреть насекомое.

2. Определить количество осей симметрии.

3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.

4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с.22.

Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки - на лужайке с цветами, на кустике и т.д.

При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

III. Итог урока.

Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.

1. Закрепить технику симметричного вырезывания;

2. Повторить симметрию;

3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.

Тип урок а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

III. Практическая работа.

Откройте учебник, с.24.

Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.

Какую технику применим для такого "наряда"? (симметричное вырезание.)

Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании гирлянд и снежинок.)

Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру " Лестница к мастерству". Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт - это ступенька лестницы.

1) Выбрать цветную бумагу.

2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.

3) Сложить бумагу в 3 раза.

4) Отметить высоту баночки

5) Нарисовать узор.

6) Вырезать узор.

7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.

Выполняем наряд для баночки по плану.

А как сделать баночку по плану.

1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.

2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.

3. Вырезать лицо и волосы.

4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.

5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.

IV. Итог урока.

Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)

Как получить одинаковые кружева для отделки? (Сложить бумагу гармошкой и вырезать.)

Дома вы нарядите небольшую бутылочку из - под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.

На след. уроке мы устроим выставку "На прогулке". Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.

V. Домашнее задание: повторить правила техники безопасности на

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

1. Обобщить знания о прорезной аппликации на практике;

2. Расширение кругозора;

3. Развитие самооценки и умение анализировать приемы работ и выбор

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: черная и белая бумага или картон, карандаш, канцелярские ножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка, кисточка для клея.

Тип УРОК а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы. Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в конце урока провести в форме игры "Найди как можно больше отличий". Педагогу надо сделать самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в конце урока учащиеся могли сравнить его со всеми.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

2. Рассказ "Бамбуковый медведь панда",

В наше время на просторах шара земного живут семь видов медведей. Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природного одеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый - у него вокруг глаз большие белые кольца или полукружья. Остальные два вида по окраске тоже черные, но название имеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длинная морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопав дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежье семейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать и о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.

История этого медведя - не медведя очень интересна и даже романтична. Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие, всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский Музей естественной истории доставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда на медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным мастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуру подвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следов кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? - задумались ученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру - загадку?

В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер Арман Давид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собирал сведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухих селений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид приобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых зарослей. Название зверя " бей-шунг", что в переводе примерно означает " белый горный медведь".А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сам продолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотников убитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил во Францию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученые смогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем и по характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательно изучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определения и нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому, что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающий в некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды - бамбуковый медведь - оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, поскольку внешнее сходство с медведем несомненное.

Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против него самого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьих трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристов из Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайно трудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимые заросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…

С помощью местных жителей первую большую панду удалось поймать в 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет одна американка приобрела молоденькую панду и благополучно доставила ее в США, в город Сан-Франциско.

В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране, в специальном домике на территории Московского зоопарка.

В естественных условиях большие панды питаются в основном листьями и молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Есть сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами и другими животными.

Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14 лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густых горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество-

Дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большие панды - большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой Международного фонда охраны дикой природы.

4. Самостоятельная практическая работа.

Внимательно прочитайте текст на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните, что они означают. Составим лесенку - план работы:

1) Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу (с.100.)

2) Вырежьте прямоугольник из черной бумаги или картона для фона.

3) Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на черный фон.

4) Вырежьте 2 глаза и нос из черной бумаги, наклейте на панду.

Задание. Изготовьте панду.

Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяет технике безопасности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Подпишите и положите ваши работы на парту.

Игра " Найди отличия".

Откройте учебник и посмотрите на картину в учебнике, затем на свою работу. Поднимите руку, у кого работа такая же, как на картинке. Поднимите руки, у кого одно отличие, два отличия.

А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия (когти на лапах, сук, на котором сидит медведь, и две веточки в лапах и внизу).

Вспомните, как вырезать симметричные детали.

Приводите в порядок рабочее место.

Лучшие статьи по теме