Студия красоты - Аквамарин
  • Главная
  • Мода
  • Для чего нужны тренинги. Что такое тренинг и зачем он нужен? Что такое тренинг и зачем

Для чего нужны тренинги. Что такое тренинг и зачем он нужен? Что такое тренинг и зачем

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения , насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина .

См. также

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг уверенности в себе
  • ЛАБ-профиль

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тренинг" в других словарях:

    Англ.Train обучать, воспитывать систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг… … Словарь бизнес-терминов

    См. упражнение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. тренинг сущ. тренировка трен … Словарь синонимов

    тренинг - тренинг. Произносится [трэнинг] и допустимо [тренинг] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (англ. training) ..1) в коневодстве и конном спорте система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям2)] Реже то же, что тренировка … Большой Энциклопедический словарь

    ТРЕНИНГ, а, муж. (спец.). Система, режим тренировок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от англ. train обучать, воспитывать) англ. training; нем. Training. 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к. л. области. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТРЕНИНГ - (от англ. training). Специальная тренировка, обучение чему л.; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм :

  • как своеобразная форма дрессировки , при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» нежелательные;
  • как форма активного обучения , целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения , насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги , основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились - и до сих пор проводятся - тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы) , направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.

Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.

В 1954 году появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (англ. social&life skills training ), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции ; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом . Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

  • физические:
  • психологические:
  • специальные:

Психотерапевтический тренинг

Психотерапевтический тренинг (более корректное название - психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии - психодраматические , гештальт-группы , группы телесно-ориентированной , танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач , повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий . Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг - процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга .

Бизнес-мастерская - новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие - участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера - модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы тренинга

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

"Игровые методы - (деловые игры , ролевые игры , дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции - вербальные и невербальные методы. Телесная терапия . Медиативные техники ".

В числе специфических методов , используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» - Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» - Метод заданий;
  • Брифинг-группы - Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» - Метод кейсов. Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
  • Дебаты - Программированные инструкции;
  • Демонстрация - Работа в малых группах;
  • Дискуссия - Разговор;
  • Игры - Решение узкоспециальных вопросов - Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Кратковременные ротации - Ролевые игры;
  • Лекция - Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера . Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения , и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала . Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей

Тренинг - очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.

Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний.

Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.

Виды тренингов

Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:

  • бизнес-тренинг;
  • личностно-развивающий;
  • образовательный;
  • коррекционный.

Чаще всего это групповые тренинги, в которых участвуют от 5 до 20 и более человек.

Они проводятся в специальном помещении, где есть необходимые условия: техника для презентации видеоматериала, доска для изображения схем и таблиц, места для участников. Несмотря на это, в последнее время в интернете можно встретить дистанционные тренинги, где с помощью регистрации будущие участники заявляют о своем желании принять участие. Иногда они организованы с помощью веб-камеры и режима конференции, но чаще можно встретить обычную видеозапись, накануне подготовленную ведущим и затем публикуемую.

Что такое тренинг коррекционный?

Этот ставит перед собой цель изменить Зачастую он помогает решить которая мешает участникам достигать успеха, счастья в жизни и т.п.

Он может быть групповым, но он наиболее эффективен, если участник один.

Сначала проводится диагностика проблемы, и здесь проявляется отличие обычной от тренинга: если в первом случае предлагают пройти тесты, то здесь клиент выполняет диагностические упражнения, которые направлены на раскрытие его личности и позволяют психологу оценить реальное поведение участника.

После диагностики начинается коррекция поведения, опять же, с помощью упражнений. Адаптационная часть посвящена умению применить полученные навыки в реальной жизни.

Длительность этого вида занятий зависит, в первую очередь, от масштабов проблемы и умения клиента применить полученные навыки. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

Что такое тренинг образовательный?

Этот вид используется для улучшения Высшее образование, предлагаемое ВУЗами, основано, в большей степени, на теоретической базе, и молодые специалисты, получившие диплом, могут в совершенстве знать историю профессии, ее теоретическое понимание, но слабо владеть навыками, которые требуют работодатели. Именно для этого и существуют образовательные тренинги, которые помогают адаптироваться к выполнению практических требований.

Что такое тренинг личностного развития?

Цель этого вида занятий имеет размытые рамки, но это не делает его ненужным и бесполезным. Некоторые индивиды не могут на протяжении долгого времени понять, какая профессия им подойдет больше остальных, как лучше выстроить уклад своей жизни, к чему стремиться, и т.п. Такие занятия помогают раскрыть незнакомые стороны личности, способствуют развитию самосознания, помогают гармонизировать черты характера.

Признаками успешно проведенного тренинга здесь считаются внутренние изменения личности: переоценка ценностей, изменение отношения к людям, обновленные взгляды на мир.

Что такое тренинг для развития бизнес-навыков?

Исходя из названия, понятно, что такой тренинг связан с обучением людей бизнесу. Зачастую он устраивается для сотрудников одной фирмы, корпорации, чтобы повысить эффективность их работы и обновить знания и умения в этой области.

При этом учитываются индивидуальные особенности каждого участника и корректируются, если это необходимо для того, чтобы работа выполнялась лучше.

Бизнес-тренинги помогают повысить эффективность способствуют изменению отношения к потребителю, что, в конечном счете, повышает продажи.

от англ. train - тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.

К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.

К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина "поведенческий Т." как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин "социально-психологический Т." более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.

Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:

1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;

2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;

3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.

В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.

К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста - это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.

Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.

При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.

Значение Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Т. различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.

ТРЕНИНГ

Вообще – любая определенная учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности. Это широкое определение охватывает, по существу, все современные способы употребления этого термина, от дрессировки животных в цирке (в которой используются процедуры оперантного обусловливания) до физического режима атлета, или родительского приучения ребенка к туалету.

Тренинг

англ. train – тренировать, тренироваться) – любая учебная программа, набор процедур, имеющие целью выработать в ходе групповых занятий по специальной программе определенные реакции или умения. Например, тренировка уверенности в себе у астенической или шизоидной личности.

Тренинг

психологический) (от англ. train - тренировать, тренироваться) - один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения. В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует. Тем не менее появились теоретические работы, позволяющие классифицировать психологические Т. по ряду оснований (В. В. Никандров. Антитренинг. 2003). В. В. Никандров, обобщив опыт и теоретические позиции многих психологов-практиков, предлагает осуществлять группировку Т. по следующим критериям: I. По ведущей цели (конечному эффекту): А. Психокоррекционный Т., который направлен "на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп". К этому виду Т. относятся: 1)психотерапевтический Т., нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания); 2) Т. личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию (синоним - Т. личностного роста); 3) обучающий Т., нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека; 4) организационный Т., направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.). Б. методический Т. - направлен на подготовку профессиональных специалистов-тренеров. II. По конкретным задачам - сюда относятся все многообразие конкретной тренинговой работы, соответствующей перечисленным выше целям: 1) психотерапевтические Т. - психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-терапия (Ф. Перлз), психоанализ, эстетотерапия (арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, рисование, лепка, маско-терапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, телесная психотерапия (Ф. Александер), райхианская терапия (В. Райх), биоэнергетика (А. Лоуэн), различные релаксационные Т., логотерапия (В. Франкл), онтопсихология (А. Менегетти), психосинтез (Р. Ассаджиоли), трансактный анализ (Э. Берн), психотерапия трансактного синтеза (В. А. Петровский) и др.; 2) Т. личностного развития - Т. самопознания, Т. уверенности в себе, Т. самореализации личности, Т. развития жизненных целей, Т. развития интеллектуальных способностей, Т. креативности, Т. сензитивности, Т. общения, социально-психологический Т. поведения и др; 3) обучающий Т. - перцептивный Т., Т. коммуникативной компетентности, Т. индивидуального стиля общения, Т. жизненных (и других) умений, Т. разрешения конфликтов, Т. преодоления страхов, Т. публичных выступлений, Т. делового общения, Т. переговоров, Т. принятия решений, Т. профессионального самоопределения Т. подбора персонала, Т. продаж, Т. родительских отношений, Т. формирования имиджа, Тайм - Т. (распределение времени), Т. поведения в экстремальных ситуациях; 4) организационный Т. - Т. формирования команды, гармонизации социально-психологического климата, оптимизации управленческих структур, Т. взаимодействия в экстремальных ситуациях, ведения предвыборных кампаний и т. п. III. По типу объекта психологического воздействия - сюда относится: 1) работа с индивидом - обычно проводится в формате психотерапевтического Т. (например, психоаналитической направленности), реже - личностного; 2) работа с искусственной экспериментальной группой - разновидность группового Т., когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе Т. (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину); 3) работа с реальной группой - как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п. Для таких групп наиболее характерный вид Т - организационный, при этом основная форма отношений в группе - межличностная; 4) работа с организацией - вид комплексной психологической работы с формализованной социальной организацией, имеющей юридический статус и выступающей заказчиком определенных психологических услуг. Комплексность услуг предполагает: а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, проведению Т., организационно-деловых игр и проч.; б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях; в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах; г) работу с представителями разных функциональных (должностных) обязанностей и уровней; 5) работа с учебно-тренировочной группой - представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса. IV. По числу участников объекта воздействия - сюда относятся: 1) аутотренинг - Т., в котором роли ведущего (тренера) и обучаемого (тренируемого) совмещены в одном лице. Теоретически это может быть любой вид психокоррекции, выполняемый самостоятельно одним человеком. Но на практике имеется в виду основанная на самовнушении аутогенная тренировка; 2) индивидуальный Т. - психологическая тренировка одного человека, при которой психологическое воздействие идет от тренера к клиенту (пациенту); 3) групповой Т. - тренировка нескольких человек одновременно. Объем группы может колебаться в широком пределе: для семейной группы нижний предел - два человека, для остальных видов группового Т. это минимум четыре человека. Наиболее приемлемый размер группы 8-15 человек. Численность группы может достигать и сотен человек, но тогда возрастает степень авторитарности в управлении групповыми процессами. По степени структурированности различают три уровня групповой работы: а) собственно групповую (2-15 человек), б) коллективную и в) массовую. Коллективная разновидность группового Т. ориентирована на преимущественное использование горизонтальных связей, при которых влияние партнеров по группе на каждого ее члена имеют вес больший, чем влияние тренера. Именно групповые эффекты, связанные со взаимовлиянием членов группы друг на друга, предопределили развитие этой формы тренинговой работы. Массовая разновидность групповой психологической работы характерна для больших слабо структурированных (как правило, стихийных) групп (например, толпа, болельщики на стадионах, зрительская аудитория и т. п.). При этом ведущие приемы психологического воздействия по вертикали - подражание, по горизонтали - заражение. Высшие формы воздействия - разъяснение и убеждение здесь малоэффективны. V. По числу ведущих (тренеров) - 1) без ведущего - форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи); 2) с одним ведущим - работа по определенной тренинговой программе, когда один ведущий осуществляет ее от начала до конца; 3) с несколькими ведущими; 4) с "искусственным ведущим" - работа по самосовершенствованию, осуществляемая индивидом или группой самостоятельно по инструкции или с помощью ЭВМ. VI. По временному режиму - 1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов); 2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач); 3) долговременный ("марафон") - круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней; 4) длительный - ведется в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия) VII. По типу руководства - А. Общестратегический подход: 1) директивный Т., в определенной степени манипулятивный, поскольку участники Т. обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах; 2) недирективный Т. - часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения. Б. Стиль руководства: 1) авторитарный (доминирующий) - стиль управления группой, при котором тренер стремится максимально подчинить своему влиянию партнеров по общению, обычно осуществляется в рамках директивного Т. с жестко структурированными задачами; 2) демократический (коллегиальный) стиль, используя который тренер способствует активности, творчеству, взаимной открытости членов группы друг другу; 3) популистский (либеральный) - стиль, при котором управление группой не регламентировано и зависит от складывающихся обстоятельств и отношений в группе. VIII. По техническому обеспечению - 1) безаппаратурный Т.; 2) аппаратурный Т. - ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др. IX. По составу (контингенту) объекта воздействия - А. По однородности состава: 1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой; 2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой. Б. - По возрасту: детские и взрослые группы. В. - По полу: женские, мужские и смешанные группы. Г. - По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых. Д. - По состоянию психического здоровья: 1) работа со здоровыми клиентами; 2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации); 3) работа с пациентами (больными). Е. - По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи): Е-1: По внутренним связям: 1) Т. семейных отношений; 2) Т. межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.); 3) профессиональные Т.; 4) Т. с лечебными группами; 5) Т. с неспецифическими группами. Е-2: По внешним связям: 1) открытые группы; 2) закрытые (корпоративные) группы. Ж. - По роду ведущей социальной деятельности участников: 1) работа с предпринимателями; 2) работа с руководителями и менеджерами; 3) работа с государственными служащими; 4) работа с политиками и общественными деятелями; 5) работа с учащимися; 6) работа с педагогами; 7) работа с врачами; 8) работа с торговыми работниками; 9) работа по связям с общественностью (public relations - PR); 10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д. Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней. Предложенная классификация видов Т. достаточно точно отражает их сущностную природу, а именно целенаправленность, осознанность, осуществимость и способность решать поставленные задачи психотерапевтическими средствами, т. е. их эффективность. При всем количественном и качественном разнообразии Т. и их теоретических оснований, В. В. Никандров выделяет пять основных принципов, которые позволяют отличать тренинговый метод от других психологических методов. К этим базовым принципам относятся: 1) повышенная активность членов группы, включающая, в свою очередь, частные принципы - персонификации, равенства всех членов группы и исследовательский подход; 2) игровой характер, использующий принцип моделирования реальных жизненных ситуаций; 3) обучающая направленность, включающая принцип новизны и принцип "не навреди"; 4) систематическая рефлексия, основанная на принципах обязательной обратной связи, релевантности, доверительности, конфиденциальности. При этом принцип обратной связи предусматривает определенные условия своего применения - констатирующий характер высказываний (исключающий назидательность, иронию и оценочность), их конкретность, конструктивность и актуальность; 5) групповая форма проведения, которая предполагает: а) свободу принятия решения об участии в тренинге или отказе от участия на любом его этапе (принцип добровольности); б) осведомленность о целях, процедурах и ожидаемых результатах Т. (принцип информированности); в) отбор ведущим тренером в группу Т. людей, которым не противопоказана работа в Т. данного вида, и последующий мониторинг состояния группы в целом и каждого из ее участников отдельно с целью предупреждения нежелательного развития событий и психотравмирующих ситуаций (принцип диагностики). Значение Т. в системе образования, психотерапевтической и психокоррекционной работы неуклонно возрастает, поскольку эффективность Т. по сравнению с другими подходами к обучению и совершенствованию навыков уже доказана практикой.

Что такое тренинг? Виды тренингов

Тренинг - это одна из современных форм интенсивного обучения.

Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от двух-пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания, и так далее. В общем, живут коллективной жизнью.

Очень важные люди, которые не могут позволить себе резвиться или обучаться в толпе, заказывают себе «персональный тренинг». То есть один тренер работает с одним учеником. Обычно это очень дорогое развлечение.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить полученные знания - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).

Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям.

В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

Тренинги навыков

Цель тренинга навыков - дать участникам конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.

Таких тренингов множество.

Прежде всего сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм-менеджмент и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения и так далее.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности.

К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Обычно прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что кто-то им может помочь, на такие тренинги не ходят.

Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привела их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми («Как перестать переживать»), повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар», где нужно выбрасывать за борт участников игры), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся очень строгие правила по посещению занятий, вводятся штрафы за опоздания. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над 9

ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.

Психотерапевтические тренинги

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.

Например, йога, даваемая в финес-центрах, - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучения, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг «Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам», тренинг «Третий путь» и так далее.

Особенность тренинга - он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое.

Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе (тренинг телесной психотерапии, например).

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги («Мужская сила») и так далее.

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается.

С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны, к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей. Сюда относятся учения многочисленных индийских Учителей, школа Гурджиева или различные группы, изучающие восточные или славянские духовные и религиозные практики.

Будьте внимательны

И еще. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн-шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам. Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя.

Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.

Лучшие статьи по теме