Студия красоты - Аквамарин
  • Главная
  • Мода
  • Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв. Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины Как лечить дислексию у детей 7 лет

Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв. Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины Как лечить дислексию у детей 7 лет

Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев сильное влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1–3 классах у школьников младших классов могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, сложно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Диагностика

Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение.

Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

Речевая карта

Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции патологии.

  • Читайте также:

Лечение

Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление и устранение речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

  • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
  • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
  • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

Не пренебрегайте прочтением:

  • Чтобы лечить фонематический вид болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о буквенном составе слов.
  • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
  • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

Упражнения

Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

Зачеркнуть букву

Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

  • Интересно почитать:

Диктанты

Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

Тренировка артикуляции

Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

Обучение

Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной подставить маленькую письменную. Он также может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые их сочетания. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

  • Возьмите на заметку:

Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

Как научить читать

Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки.

Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

  • Советуем почитать:

И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций. Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы. Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.

Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих. Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению. Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.

Главная причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.

Общее

  • водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
  • проводить работу с психологом;
  • периодически диагностировать динамику коррекции;
  • медикаментозное лечение.

В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.


Медикаментозные средства

Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.

Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.

Упражнения

Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.

Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:

  1. упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
  2. , которые нужно разучивать с ребенком дома;
  3. последовательное проговаривание звуков;
  4. упражнения для развития мелкой моторики.

Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:

  • «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
  • «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
  • «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.

Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.


Мнение специалистов

Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.

Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.

Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.

Профилактика заболевания

Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.

Профилактика после рождения:

  1. наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
  2. в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
  3. своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.

У детей, у которых диагностировали дислексию в середине начальных классов или ранее, родители могут замечать эмоциональные или поведенческие проблемы, сопровождаемые неуспеваемостью. Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    21. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    22. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    26. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    27. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    32. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    33. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    34. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at

Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

  • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
  • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
  • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
  • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
  • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
  • пишет слова задом наперед.

При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

  • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
  • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
  • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
  • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
  • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
  • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

  • перинатальные повреждения;
  • затяжные роды;
  • поражения центральной нервной системы;
  • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

Лучшие статьи по теме