Студия красоты - Аквамарин
  • Главная
  • Обувь
  • Как избавиться от шепелявости. Что делать, если ребенок шепелявит Ребенок шепелявит упражнения

Как избавиться от шепелявости. Что делать, если ребенок шепелявит Ребенок шепелявит упражнения

Шепелявость сама по себе не причиняет физического вреда, однако вполне может стать причиной насмешек и издевательств. К счастью, есть способы справиться с ней и научиться выговаривать звуки так, как положено. Шепелявость лечится под контролем логопеда, причем уже есть способы, позволяющие избавиться от проблемы за неделю-другую!

Шаги

Лечение фронтальной шепелявости

    Следующее упражнение поможет, если вы произносите английский звук "TH" вместо "С" или "З". Звук TH, конечно, прямого аналога в русском языке не имеет, поэтому опишем его как что-то среднее между Ф, Д и Т. Итак, при фронтальной шепелявости человек, произнося звуки "С" или "З", помещает язык между зубами, из-за чего и произносит звук "TH". Если у человека есть щель между передними зубами, то он может рефлекторно упирать язык в нее, как бы продавливая его между зубов. Если вы не уверены, относится ли это к вам, попробуйте произнести звуки "С" или "З" перед зеркалом.

    • При фронтальной шепелявости звук "С" будет похож на звук "TH", как он слышится в английском слове "math" (математика), а звук "З" - как "TH" в "father" (отец.)
  1. Улыбнитесь перед зеркалом. Встаньте перед зеркалом в ярко освещенном помещении - это позволит вам четко видеть собственный рот во время артикуляции звуков. Улыбнитесь в зеркало, обнажив при этом зубы. Все это позволит вам и за собой наблюдать с большей легкостью, и оттянуть язык чуть назад в полости рта - а именно это нужно для звука «с».

    Опустите зубы верхней челюсти на зубы нижней. Держите челюсти таким образом, чтобы зубы касались друг друга, но не переставайте улыбаться. Разумеется, не надо стискивать челюсти.

    Изогните язык так, как он должен быть изогнут для правильного произнесения звука "С". Для этого нужно передвинуть язык так, чтобы кончик его оказался за зубами, чуть ниже нёба. Не прижимайте язык к зубам, не напрягайте его.

    Выдохните ртом, не открывая его. Если шипящего звука "С" вы не услышали, то, вероятно, ваш язык все еще находится куда дальше положенного. Попробуйте как бы загнуть язык назад, не переставая улыбаться. Если не получится, не переживайте - попробуйте следующее упражнение и практикуйтесь почаще.

    Попробуйте произнести звук "ИИТ", обращая внимание на форму языка. Если звук "с" дается вам с трудом даже с учетом вышеупомянутого упражнения, попробуйте и вот еще что: чуть разведите челюсти, прижмите бока языка к верхним задним молярам (дальним зубам сверху), улыбнитесь и попробуйте сказать "ИИТ", стараясь сохранить заднюю часть языка в том же положении, пока кончик языка приподнимается для артикуляции финального звука «Т». Если задняя часть языка при этом как бы падает, то тренируйтесь произносить таким образом «ИИТ», пока это не прекратится.

    • Звук "ИИТ" можно встретить в английских словах "sleet" или "meet."
    • Если вам сложно держать заднюю часть языка приподнятой, воспользуйтесь языкодержателем или чем-то в этом роде, пока произносите «ИИТ».
  2. Превратите звук ИИТ в ИИТС, а затем и в ИИС. Когда вы научитесь произносить "ИИТ", правильно держа язык, начните протягивать звук «Т». Держите кончик языка именно там, где начинается звук «Т»: "T-T-T-T-T-T." Поток воздуха, текущий мимо кончика языка, может превратить этот звук в «С». Тренируйтесь, пока у вас не будет получаться сперва звук «ИИТС», а потом и «ИИС» - и можете не спешить, вовсе не обязательно, что все получилось в тот же день..

    • Да, капельки слюны могут вылетать из вашего рта во время выполнения этого упражнения!
  3. Тренируйтесь почаще. Выполняйте эти упражнения не реже раза в день, но лучше, что и говорить, почаще. Когда вы сможете произнести звук «С» несколько раз подряд, начните произносить слова и предложения, где он встречается. Будет проще сперва отработать произношение слогов с этим звуком вообще, только потом переходить к обычным словам.

    Выдыхайте воздух ртом, удерживая язык в таком положении. Да-да, именно бабочкой. Выдыхайте воздух именно так, как позволяет ваш окрепший язык. Теперь должен получиться звук, который куда как сильнее напоминает "С". Если же дуть с особым усердием, то получится и вовсе "З".

    Тренируйтесь, пока не сможете без проблем произносить звук "С". Ежедневно сгибайте язык бабочкой и тренируйтесь в «выдувании» звука «С». Не забывайте: расслабили язык - согнули язык, и все это за зубами. Пробуйте артикулировать звук "С", и чем сильнее будет становиться ваш язык, тем четче и правильнее будет получаться оный звук.

    Обратитесь за помощью к логопеду. Если спустя несколько недель у вас все еще есть проблемы, обратитесь к специалисту. Тот сможет предоставить вам упражнения, направленные на коррекцию именно вашей проблемы.

Лечение шепелявости у маленьких детей

    Узнайте больше про особенности шепелявости у детей. Как правило, речь идет о фронтальной шепелявости, то есть о проблеме, связанной с тем, что ребенок высовывает язык слишком далеко, пытаясь произнести звук «С». У многих детей, которые шепелявят, проблема решается с возрастом сама по себе. В остальных же случаях встает вопрос о том, когда идти к логопеду: в четыре с половиной года или же в семь лет. Дать точный ответ на этот вопрос сможет лишь логопед, однако помните - в том, что ребенок четырех с половиной лет от роду шепелявит, ничего плохого нет.

    • Если ребенок страдает от шепелявости другой формы, при которой язык находится глубже положенного, проконсультируйтесь с логопедом.
  1. Не заостряйте внимание на проблеме. Если снова и снова акцентировать внимание на шепелявости, ребенок может начать чувствовать себя не в своей тарелке, что явно не поспособствует решению проблемы.

    Займитесь лечением аллергии и проблем с синусовыми пазухами. Если у ребенка часто заложен нос или наблюдаются иные проблемы с синусовыми пазухами, то это может оказывать негативное влияние и на его речь, что особенно актуально в контексте звуков, требующих перемещения языка вперед (и это не только «С»). Обратитесь за консультацией к специалисту соответствующего профиля.

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.


Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Шепелявость – дефект речи, при котором человек не может произнести правильно звук «с», а вместо него выходит «ш». «Шолнышко», «Шыр», «Шаша» — если эти слова произносит маленький, 3-4 летний ребенок, то никаких вопросов не возникает, но если взрослый человек шепелявит – это выглядит прежде всего некрасиво и вызывает отвращение. Доказано, что дефект речи, который является нормальным в маленьком возрасте, при недостаточном внимании родителей перерастает в огромную проблему взрослого человека. Исправить или подправить артикуляцию в детстве проще всего, но если шепелявость остается до 20-30 лет, для избавления этого изъяна потребуется гораздо больше времени и сил, а иногда даже, увы, создать красивую речь становится уже невозможно.

Отчего возникает шепелявость

Первая причина. Шепелявость возникает из-за неправильной посадки языка в полости рта. Ребенок, еще не понимающий смысл произношения звуков, располагает язык интуитивно, автоматически, в итоге, некоторые звуки выговариваются сами по себе, а над некоторыми стоит обязательно поработать. К сложным относятся звуки «с, ж, ч, л, р», для которых необходимо правильно поставить язык во время произношения. Если родители не отдают должного внимания ребенку во время разговора, речь со звуковыми дефектами становится привычкой. Взрослеющий малыш осознает, что так легче всего и не хочет поправлять себя, так как взрослые и так понимают его, зачем лишний раз себя затруднять?

В подростковом периоде, когда каждый юноша или девушка хочет быть непохожим на других, шепелявость становится «признаком индивидуальности». И лишь после того, как человек входит в стадию взрослого, он начинает стесняться своего нелепого, детского произношения и начинает работать над собой. Но чем больше проходит времени, тем сложнее отучить выговаривать буквы правильно. Это факт. Со временем язык начинает быть в постоянном тонусе – очень сложно развить мышцы, которые до этого «спали» в течение длительного времени. Они уже атрофировались и для того, чтобы снова заставить их работать, необходимо провести множество занятий. Все это можно проделать, было бы желание!

Вторая причина. Неправильный прикус и особое строение речевого аппарата. Это единственна причина шепелявости, которая возникает с рождения. Распознать и подтвердить, что шепелявость появилась из-за дефекта речевого аппарата может только дефектолог или врач-логопед. В данное время такая патология легко лечится, поэтому поводов для переживаний быть не должно.

Третья причина. В связи с сильным стрессом, резким испугом или продолжительным неврозом, может возникнуть изменение мышечных функций, что в итоге сказывается на артикуляции речи. Очень часто такое явление возникает в детском возрасте, когда еще малыш не может самостоятельно высказаться, а держит все в себе.

Как избавиться от шепелявости? Эффективные методы

  1. Обязательно посетите логопеда. Под его тщательным присмотром вы сможете быстрее освоить новые звуки и станете лучше выговаривать их. После правильного расположения языка, подбираются звуки, фразы, выражения, скороговорки, которые дают возможность закрепить результат и скорее испробовать звуки на практике.
  2. Если вы решили положиться исключительно на свои силы, обязательно проверьте ритмичность носового дыхания. Для того, чтобы четко и правильно произносить звук «с», необходимо чтобы носовой проход был полностью освобожден. От этого напрямую зависит правильное произношение «с», поэтому на данный пункт следует обратить особое внимание.
  3. Перед занятием обязательно тщательно помойте руки и найдите настольное зеркало, которое будет отражать все ваши манипуляции. Чистота рук необходима для того, что в некоторых упражнениях может потребоваться помощь пальцев, для наилучшей установки языка.
  4. Очень полезно при шепелявости, а также при других дефектах речи, языком создавать форму чашечки. Для этого необходимо открыть рот, высунуть язык и сложить боковые края языка вместе. Такое напряжение дает возможность привести в действие все мышцы, которые имеются на поверхности языка и подготовить их к работе.
  5. Для того, чтобы подготовить мышцы языка к нагрузке существует еще одно упражнение «Пробка». Вам потребуется пробка от вина. Ее необходимо сжать губами и стараться вытолкнуть языком, при этом губы должны быть плотно сжаты. Не старайтесь сразу вытолкнуть пробку изо рта. Суть в том, чтобы напрягать язык, подготовить мышцы к работе, а не в том, чтобы освободить рот.
  6. Во время всех занятий обязательно необходимо записывать свой разговор на диктофон, это поможет более отчетливо замечать свои проблемные места и работать над ними со всей силой.
  7. Для того, чтобы начать выговаривать правильно звук «с», улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
  8. Для того, чтобы подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее. Попросите кого-то из взрослых проверить результат вашей работы, для того, чтобы убедиться, что все идет по правилам.
  9. Лишь после того, как все пункты достигнуты, можно начать практиковаться на скороговорках. В сети интернет, а также в многочисленных книгах можно найти большое количество скороговорок и чистоговорок, которые дают возможность проработать какой-либо звук. Начинайте с более легких примеров, завершая самыми сложными.

Шепелявость можно исправить, придав своей речи особенную красоту и выразительность. Существует множество примеров того, как люди благодаря своим собственным усилиям стали выговаривать твердую «С», вместо шипящей «Ш». Одна из самых ярких личностей, которая доказала, что нет ничего невозможного, если усердно работать над собой, — актриса Сандра Баллок. Первоначально шепелявость придавала ей призрачную индивидуальность, но затем, для того, чтобы исправить ситуацию, она стала тренироваться и упражняться. В итоге, все получилось! Помните, даже самая длинная дорога начинается с первого шага, стоит лишь начать!

Видео: избавляемся от шепелявости

Шепелявинье – это неправильное произношение свистящих и шипящих. Данный вид нарушения может осложнить ребёнку процесс учёбы, потому что может служить причиной того, что он может путать на слух эти звуки, что отразится на письме.

В пубертатном и более старшем возрастном периоде может проявиться боязнь чтений докладов, выступлений, затруднения в поддержании разговора в малознакомом обществе, стеснение своего дефекта. Чтобы избежать перечисленных трудностей, нужно исправить речевой недостаток. Начало работы – выяснение причин появления нарушения.

Этиология шепелявинья

  1. Отклонения в работе органов артикуляции. Как правило, они проявляются в нарушении тонуса языка или его неправильном положении при произнесении звука; смена зубов.
  2. Подражание кому-либо. Малыш может повторять речь взрослого, который является для него образцом для подражания или копировать манеру говорения своих сверстников. Подросток может пытаться имитировать манеру общаться своего кумира (стоит заинтересовать его другой популярной личностью с хорошо поставленной дикцией).

В первом случае, чтобы исправить дефект нужно провести серьёзную работу для его коррекции. Во втором, нужно провести беседу и убедить в том, что шепелявая речь не совсем понятная для окружающих и им не так просто её воспринимать. Скорректировать нарушение можно в любом возрасте, но нужно сразу настраиваться на продолжительную работу, потому что это может потребовать больше времени, чем будет казаться на первый взгляд.

Если есть сомнения в том, хватит ли Вам времени, сил и знаний для самостоятельных занятий, то лучше записаться на консультацию к логопеду. Он проведёт диагностику Ваш речевой уровень, поможет правильно сформулировать цели и задачи работы, составит учебную программу и покажет в каком направлении надо заниматься. Позже, когда появятся заметные улучшения, логопед может предложить заниматься, не прибегая к его услугам, или Вы сами, поняв в каком направлении нужно заниматься, можете продолжать коррекцию дома.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Как долго ждать результата?

У детей коррекция звукопроизношения происходит быстрее, чем у взрослого. Главным образом потому, что неправильный звук он употребляет гораздо меньше времени, чем взрослые люди. И для ребёнка ещё немаловажную роль в развитии играет копирование близких ему людей, что является подспорьем в его обучении.

Но и взрослым людям, которые хотят исправить свою речь не стоит переживать. У них коррекция может быть дольше, а может и пройти быстрее: тут большую роль играет мотивация и самоконтроль. Если правильный звук будет поставлен быстро, значит и этап закрепления звука начнётся быстрее. Выполняя все перечисленные рекомендации, от шепелявой речи ничего не останется: вместо неё будет правильная, понятная всем окружающим людям речь.

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения - шепелявости. Разберемся, что же это такое - «шепелявость », какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков - Ш, Ж, Ч, Щ, научное название - сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 - 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» - глухой, а « ж» - звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус, особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют:

  • Пропуски звука ш, ж - шапка - апка, жук -ук;
  • Замены ш, ж на звуки с,з - шапка-сапка, жук - зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной - при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар - фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д - шар - тар, жук-тук.)
  • Боковой - при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение -щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение -слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки.

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

640-90-77
Имя
E-mail
Телефон
Удобное время для звонка
Сообщение

Лучшие статьи по теме